Еврейские местечки Украины

Гайсин
В исторических документах посе­ление Гайсин (Уйсин на Собе) в Брацлавском старостве Великого княжества Литовского упоминает­ся впервые в 1545 г., в то время это было владение князей Соколинских. В 1577 г. польский король Стефан Баторий передал его вме­сте с окрестными землями в уп­равление гетману запорожского войска И. Орышевскому.В 1600 г. это частновладельческое поселение с двумя слободами получило го­родские привилегии.

При распространении казацко­го восстания на Брацлавщину ле­том 1648 г. Гайсин оказался в ру­ках казаков. С этого момента в течение всей второй половины XVII в. вне зависимости от того, какое государство владело Брацлавщиной — Польша, Россия или Турция — её населённые пункты, а среди них и Гайсин, находились под казацким управлением.

В 1654 г. жители Гайсина присягну­ли на верность России. В 1659 г. польский король Ян Казимир от­дал Гайсин в потомственное владе­ние казацкому сотнику М. Булыге, но из-за участия последнего в не­утихавших казацких волнениях вскоре присоединил город к собст­венным владениям.

В 1672 — 1699 гг. Гайсин вместе со всем Брацлавским воеводством оказался во владениях Османской империи.
По Карловицкому мирному до­говору 1699 г. Брацлавское воевод­ство было возвращено Польше, а Гайсин снова стал частновладель­ческим поселением.

В январе 1744 г. он получил от короля Авгу­ста III городские привилегии, осно­ванные на магдебургском праве, в том числе разрешение на устрой­ство четырёх недельных ярмарок в году. По-видимому, именно в это время в городе поселились евреи.

В 1789 г. Гайсин был приобретён Станиславом Щенсным Потоцким. В описании этого его владения пе­речислены: замок, окружённый с трёх сторон валом и дубовым ча­стоколом, рыночная площадь с но­вым зданием ратуши и униатская церковь; приведено и число до­мов: в местечке — 81, в предместь­ях — 183 дома.

В состав Российской империи Гай­син вошёл при Втором разделе Польши в 1793 г. в качестве ок­ружного города Брацлавского на­местничества, а в 1797 г. он стал уездным городом новоучреждённой Подольской губернии .

В январе 1744 г. он получил от короля Августа III городские привилегии, основанные на магдебургском праве, в том числе разрешение на устройство четырёх недельных ярмарок в году. По-видимому, именно в это время в городе поселились евреи. В 1765 г. более шестидесяти евреев Гайсина проживали в 18 домах, всего же к общине было приписано 150 евреев, включая тех, кто жил в слободах и в ближайших сёлах.
Известно, что в 1800 г. в Гайсинском уезде было 10 купцов, а к 1805 г. их число удвоилось, все они были евреями. В 1827 г. из семи гильдейских купцов Гайсина шестеро — евреи.

В 1834 г. еврейская община Гайсина насчитывала 1692 человека. Она содержала синагогу, бейт-мидраш, два молитвенных дома и 6 хедеров. В городе было три раввина, два шамеса, 4 габая, один чтец свитка Торы, два человека, трубящих в шофар в праздник Рош-ашана («бааль токеа»). Община содержала также двух шойхетов и трёх могелей.

В 1843 г. в Гайсине поселился богатый купец Исраэль Розин (Розинг), взявший в откуп производство спирта и торговлю алкоголем. Во время свирепствовавшей в Гайсине в 1855 г. эпидемии холеры Розин взял на себя оплату услуг и доставку к больным городского врача, всех необходимых лекарств и медикаментов, а также бесплатную раздачу спирта.
В 1852 г. в Гайсине было зарегистрировано 60 ре¬месленников-христиан и 76 ремесленников-евреев.
В 1853 году согласно официальным данным в Гайсине были деревянная синагога (504 прихожанина) и три молитвенных дома (309, 287, 137 прихожан, соответственно.
В 1862 г. 2 175 евреев владели 262 домами, у общины была большая каменная синагога и 4 молитвенных дома.

В развивающийся город переселялись евреи из окружающих местечек. Так, численность общины заметно возросла после того, как евреи из местечка Куна перебрались в Гайсин почти в полном составе. В городе с шеститысячным еврейским населением было организовано шесть «духовных правлений» (при синагоге и пяти молитвенных домах).

Погромная волна 1905 г. прошла и через Гайсинский уезд. Погром в Гайсине был задуман по типично¬му для железнодорожных станций сценарию. Группа агитаторов-головорезов, переезжала по железной дороге из города в город и, находя поддержку среди местного населения, устраивала грабёж еврейских лавок, магазинов, квартир, не останавляваясь перед насилиями и убийствами.
В 1917 г. семь тысяч евреев Гайсина составляли более половины населения города. Занятые в промышленной и торговле, евреи населяли центральные кварталы города.

Кровавый погром в Гайсине был устроен бандой Волынца и крестьянами близлежащих сёл 12 мая 1919г., когда было убито около 400 евреев. По воспоминаниям местного жителя, убийства прекратились только после вмешательства представителей украинской интеллигенции.
В октябре 1919 г. город был занят войсками Деникина, в феврале 1920 г. — Красной Армией, в мае 1920 г. – бандой Тютюнника, а вслед за ней — бандой Волынца. Каждый переход города из рук в руки сопровождался погромами и грабежа¬ми.
Советская власть поощряла «строительство пролетарской еврейской культуры». На этой волне в Гайсине открылись еврейская средняя школа и медицинский техникум с преподаванием на идише. В Гайсине открылись также три еврейских детских дома, два из них имели большие подсобные хозяйства с домашним скотом и птицей.

В 1923 г. в городе были организованы еврейские железнодорожные курсы при управлении Юго-Западной железной дороги для юношей из погромленных городов и местечек Подолии.

Некоторое время продолжалась и традиционная общинная жизнь. Евреи собирались в «большой» синагоге и в синагоге, здание которой ныне находится на территории текстильной фабрики.
В Гайсине был организован еврейский колхоз.

В конце 1930-х гг. усилилось наступление на религиозную общину, была снесена большая синагога, а малая закрыта. У общины остался только один молельный дом. Тогда же была закрыта и еврейская школа.

Перед войной в гайсине проживало 4109 евреев (28% населения).

Город был занят немецкими войсками 25 июля 1941 г. В отличие от большинства мест, описываемых в этой книге, Гайсин, находящийся к востоку от Южного Буга, оказался в немецкой, а не в румынской зоне окупации.

«Первое массовое убийство еврейского населения в количестве 1300 человек состоялось 16 сентября 1941 г. Это были первые жертвы, захваченные врасплох. Среди них погибли доктора Песис, Тимановский и другие. Оставшемуся еврейскому населению было приказано немецким комендантом переселиться в установленное гетто по Рабочей улице. В остальных частях города проживать еврейскому населению запрещалось. Второе массовое убийство оставшегося еврейского населения произошло ровно через месяц. Как в первом, так и во втором случае расстрелу подвергалось всё еврейское население, не исключая стариков, женщин и детей, даже новорождённых. Всех их раздевали в тире военного городка и нагишом гнали к могилам расстрела. Детей, как правило, бросали в ямы живыми. Отдельных укрывшихся евреев после обнаружения закапывали в землю живьём» Из акта Комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов по Гайсинскому району с 24 июня 1941 г. по 13 марта 1944 г.

В урочище Белендийка под Гайсиным было расстреляно более 4000 человек. После первых двух акций уничтожения были оставлены в живых в качестве «специалистов» около 150 евреев. Расстрелы евреев гетто продолжались и впоследствии (7 – 10 мая 1942 г.).
В Гайсине был организован и концлагерь, где содержалось около четырёх тысяч евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины, а также из соседних местечек. Их использовали как рабочую силу на строительстве моста по дороге в Винницу. Большинство из них погибли во время строительства, остальные (около тысячи человек) были расстреляны и похоронены под мостом.

К концу оккупации в марте1944 г. в Гайсине оставалось около двадцати евреев.

Известны имена украинцев, спасавших евреев от уничтожения. Это Мясникова, Куток и Ефросинья Семенюк, спасшая семерых евреев. Немецкий сельскохозяйственный комиссар Фриц Гинцель, по происхождению «фольксдойче», также прятал евреев; он был расстрелян сотрудниками НКВД в 1944 г.
Среди партизанских отрядов, базировавшихся в Щеблянском лесу около Гайсина, был отдельный еврейский отряд, небоеспособный из-за бывшего в нём большого числа женщин, стариков и детей. Его прикрывали другие отряды, в составе которых воевало немало евреев.

В послевоенные годы в Гайсине, городе с двадцатитысячным населением, жило более тысячи евреев. В это время их жизнь сохраняла некоторые традиционные черты: собирался миньян, работал шойхет, отмечались еврейские праздники, подавляющее большинство евреев соблюдали пост в Йом Кипур.
В 1998 г. в Гайсине числилось более 150 евреев.
В 2012 г. здесь проживает несколько десятков евреев, действует еврейская община.

В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"


Гайсин меня, честно говоря, приятно удивил. Изюминка города - это центральная улица Первомайская (когда-то Большая Купеческая), на которой сохранилось очень много симпатичных старинных зданий. Гайсин был еврейским местечком, и на этой улице стояли самые "крутые" еврейские особняки и магазинчики.
К сожалению, с каждым годом таких построек в их первоначальном облике остается все меньше и меньше. Дома ветшают, а недвижимость в центре города всегда в цене. Новые хозяева думают о практичности и дешевизне, а не о красоте и истории, и симпатичные домики постепенно теряют свою неповторимую индивидуальность, прячась за безликой косметикой современных стройматериалов...
Особенно на Купеческой можно выделить 3 самых роскошных здания: бывший грандотель в самом начале улицы; рядом - двухэтажный особняк, занимаемый горсоветом; и чуть выше, по этой же стороне улицы, еще один двухэтажный особняк, тоже занятый каким-то госучереждением

Гайсин, 2012 г.

Украина
Винницкая область

1 2


1200 x 768
Гайсин в начале ХХ в.


1289 x 768
Гайсин в начале ХХ в.


1200 x 832
Гайсин в начале ХХ в.


1266 x 800
Гайсин в начале ХХ в.


1200 x 800
Особняк лесоторговца Шпильберга


1200 x 800
Особняк лесоторговца Шпильберга


1200 x 800
Бывшие еврейские бани


1200 x 800
Бывшие еврейские бани


1200 x 762
Земская больница. Тогда.


1067 x 800
Земская больница. Сейчас


1200 x 778
Бывшая мужская гимназия


1067 x 800
Бывшая мужская гимназия


1279 x 799
Большая Купеческая улица


1200 x 800
На предыдущей фотки этот особняк - с правой стороны


591 x 774
Грандотель и бывший Земской банк


1200 x 800
Башенку немного подкоротили


1200 x 1192
Гайсин


1200 x 800
Самое красивое здание Гайсина.


1 2