Еврейские местечки Украины

Черневцы
Наверное, единственный населенный пункт Подолья, сохранивший неповторимую атмосферу еврейского местечка

Первые упоминания в исторических документах о поселении Черневцы (Черняховцы, Черниев) в так называемой Карачевской пустоши между реками Мурафой и Мурашкой (классные названия речек!) относятся к концу XIV - первой половине XV вв. В 1546 г. это село приобрёл брацлавский шляхтич Белый Скиндер и переименовал его в Скиндерполь. Что тут имя, а что фамилия - непонятно. Может, Белый - это был отличительный признак этого самого Скиндера, чтоб не путали со Скиндером-негром или, допустим, Голубым Скиндером...

В 1595 г. Януш Замойский, канцлер и верховный гетман Польши, присоединил Скиндерполь к своим владениям у границы Подольского и Брацлавского воеводств. Новый владелец дал селу статус городского поселения, чтоб солидно было, и вернул ему историческое название. Город быстро разрастался, уже в 1602 г. здесь насчитывалось около 500 домов. Замойский, привлекая в город новых поселенцев, освободил их на сорок лет от денежных повинностей. В оффшорную зону начал стекаться разный народ - купцы (бизнесмены), ремесленники (пролетариат), разбойники (криминальный элемент), евреи (интеллигенция и теневая экономика). К первой трети XVII в. Черневцы стали самым населённым городом на востоке Подолии. В 1640 г. новый его владелец коронный гетман
С. Конецпольскии построил костёл, а дорога, спускавшаяся от костёла к реке Мурафе, стала главной улицей города.

В 1649 г. по Зборовскому договору Черневцы стали пограничным городом казацкой автономии, вдесь были расквартированы казацкие войска, а рядом установлены пограничные кордоны. В феврале 1651г. польская армия под командованием гетмана М. Калиновского, продвигаясь к Днестру, выбила казаков из города. В последующие годы город не раз переходил из рук в руки враждовавших армий.

В начале XVIII в., после возвращения городов Подолии их польским владельцам, разрушенные и опустевшие Черневцы стали вновь отстраиваться и заселяться, но городом уже не стали. В конце XVIII - начале XIX вв. это было одно из интереснейших классических еврейских местечек. Сейчас, к сожалению - унылый поселок городского типа...

Евреи поселились в Черневцах вероятно, в первой половине а ХVІІ в., о чем косвенно свидетельствуют более поздние документы, относящиеся ко времени польско- казацкой войны. Некоторые назва­ния уничтоженных казаками ев­рейских общин, перечисленные в мартирологе «Тит Гаявен», включа­ющие в себя корень «черн», могут быть с определённой долей вероят­ности сопоставлены с Черневцами. Достоверным свидетельством про­живания в городе евреев является упоминание еврейских домов в на­логовых ведомостях 1661 г.

В 1765 г. в месгечке на­считывалось 14 еврейских домов, где проживало более пятидесяти человек. Численность черневицкой общины увеличивалась необычайна но быстро и выросла к 1790 г. в четыре раза (всего членов общины включая приписанных к ней жителей близлежащих сёл — 244 человека).

После разделов Польши и образования российской Подольской губернии Черневцы были включены в Ямпольский уезд.
Основным занятием евреев была торговля на местном рынке, который посещали крестьяне, купцы из бли­жайших местечек и помещики со­седних имений.
В Черневцах были две мельницы: большая — у моста, при въезде в местечко с восточной стороны, другая — ниже по течению реки,за её поворотом.
В 1838 г. в Черневцах числился лишь один купец — третьей гиль­дии — Янкель Садецкий; в 1852 г. здесь было зарегистрировано 40 ремесленников-евреев, а в начале 1880- х гг. — 66 ремесленников и 25 владельцев магазинов.

В 1853 г. в Черневцах официаль­но были зарегистрированы одна синагога и одна «молитвенная школа» (всего 855 прихожан).
В 1871 г. в Черневцах было 319 деревянных и 20 камен­ных домов. Дома с лавками и ма­стерскими теснились вдоль цент­ральной улицы и вокруг площади у поворота главной улицы к мос­ту.

Соперничество различных ха­сидских групп, или, говоря услов­но, «партий» (как их называли в еврейской прессе того времени), за главенство в общинных институ­циях особенно резко выражалось в борьбе за откуп «коробочного сбо­ра» — налога на кошерное мясо. Принадлежавший к той или иной «партии» шойхет (или же группа шойхетов), откупивший право взи­мания сбора за кошерное мясо, в то же время становился монополис­том мясной торговли и распоря­дителем важнейшей статьи общин­ных доходов. Вот почему торги за откуп коробочного сбора часто вы­зывали в местечке распри.

Перед Первой мировой войной об­щина Черневцов содержала старую Большую синагогу и четыре заре­гистрированных молитвенных до­ма. Кроме клойзов «садагорских» и «сквирских» хаси­дов здесь были си­нагоги сапожников «Шнайдерше шул», кузнецов — «Ковалише шул» и дру­гие. Точно так же, как в других мес­течках Подолии, ев­реи здесь владели практически всей торговлей.

В годы Гражданской войны местечко избежало серь­ёзных погромов. По местному преданию, некий цаддик благословил Черневцы и его благочестивых жителей, убедившись, что в субботу ни над одной трубой не вьётся дымок. Цаддик попросил Всевышнего защитить от погромов это местечко, жители которого даже в столь трудное время не нарушают законы Субботы.

Осенью 1920 года в Черневцах окончательно установилась совет­ская власть. Была также создана еврейская сельскохозяй­ственная артель «Дер идишер 6ауер» («Еврейский крестьянин»).
В местечке открылась еврейская средняя школа (закрыта в 1939 г.). Тем не менее до конца 1930-х гг. многие дети по-прежнему изучали Тору и иврит у частных учителей.

В 1939 г. здесь проживало 1455 евреев (19% населения).

24 июля 1941 г. через Черневцы проходила румынская (по другой версии, венгерская) войсковая часть, вместе с солдатами были и священники. Военные вывели из синагоги группу евреев, отвели их на мост и стали одного за другим сбрасывать с высоты около 12 мет­ров на огромные, торчавшие из-под воды камни. Свидетели рассказы­вают, что расправа была прекраще­на подоспевшей к мосту немецкой армейской частью, но десять или двенадцать человек к тому време­ни уже погибло.

Черневцы оказалось в Транснистрии — зоне румынской оккупации. В зда­нии райкома партии разместилась румынская жандармерия (в подва­ле были тюремные камеры), рядом, в здании исполкома — Гражданс­кое управление. Еврейские кварталы были превращены в гетто. Кро­ме полутора тысяч местных евреев в гетто разместили несколько со­тен депортированных из Румынии (к концу 1943 г. здесь оставалось 170 бессарабских и 279 буковинских евреев). Местные жители ос­тавались в собственных домах; по­чти в каждом жила ещё и семья из Румынии. Образованный из мест­ных и румынских евреев совет гет­то выполнял роль буфера между общиной и оккупантами По расказам очевидцев, румын­ские жандармы однажды собрали всех евреев и вывели их за преде­лы гетто, на территорию «торговицы» — ярмарочной площади. Со­вет гетто собрал среди узников требуемое количество драгоценно­стей, вещей и денег и сторговался с румынской администрацией о возвращении евреев в их дома.

Оккупационные власти исполь­зовали евреев на сельскохозяйст­венных и строительных работах. Конвой заставлял колонну людей, идущих на принудительные рабо­ты, петь.

Выход за пределы гетто был за­прещён под угрозой расстрела; для похорон на кладбище, находившем­ся за рекой, требовалось получить специальное разрешение. Украин­цы и поляки приносили на прода­жу в гетто продукты питания, не­которые из них пытались помочь евреям. Фельдшер Баранов, жив­ший за пределами гетто, по первой же просьбе оказывал узникам ме­дицинскую помощь.

Небольшая группа узников гет­то поддерживала связь с партиза­нами, распространяла среди жите­лей принятые по радио сводки Совинформбюро, предупреждала их о готовящихся против евреев акциях. В эту группу входил Велвл Петер­бургский, до войны работавший в магазине культтоваров, где прода­вались радиоприёмники. Вероятно, именно обвинение в пользовании радиоприёмником или в снабже­нии радиодеталями подпольщи­ков и партизан послужили осно­ванием для его ареста.

Узники гетто запомнили, как не­задолго до освобождения местечка 12 февраля 1944 г., по предвари­тельной договоренности с румын­ской оккупационной админист­рацией через Черневцы под развёрнутыми красными знамёнами прошло партизанское соединение. Гетто было на это время оцеплено жандармами, для того чтобы предотвратить присоединение евреев к партизанам.

Черневицкая община пережила нацистскую оккупацию, при освобождении здесь жило несколько тысяч евреев. Семьи бессарабских и буковинских евреев вернулись домой.

После войны в Черневцах была одна из пяти (с 1949 г., после за­крытия синагоги в Виннице, одна из четырёх) зарегистрированных еврейских общин Винницкой обла­сти.
С 1980-х гг. на базаре всё чаще стали появляться вещи, мебель, посуда из еврейских домов, торгов­ля предметами домашнего обихода стала характерной приметой массовой эмиграции черневицких евреев.

На рубеже 1980 —90-х гг. когда-то многолюдное местечко опустело...


В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"

Черневцы, 2009 г., 2012 г.

Украина
Винницкая область

1 2 3 4


1200 x 800
Старая мельница на реке


1200 x 800
Старая мельница


1200 x 800
Старая мельница


1200 x 800
Дорога в еврейскую часть местечка проходит между двумя внушительными зданиями...


1200 x 800
... за которыми попадаешь в абсолютно другой мир


1200 x 800
Черневцы - наверное, единственный населенный пункт Подолья, сохранивший неповторимую атмосферу еврейского местечка


1200 x 800
Несмотря на сходные принципы планировки, здесь нет двух похожих друг на друга домов


1200 x 800
Большинство еврейских домов заброшено, под напором времени они постепенно разрушаются


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
В глубине местечковой застройки сохранилось здание одной из синагог


800 x 1200
Внутрь не попасть - чтобы пробиться через плотные заросли ко входу, нужно, как минимум, мачете


1200 x 800
Черневцы


1200 x 800
Это настоящий музей под открытым небом, а гидами для всех интересующихся могут побыть местные жители.


1200 x 800
Кое-какие дома перестраиваются, в некоторых люди живут так, как и 100 лет назад. Только идиш на улицах уже давно не звучит...


1 2 3 4