Еврейские местечки Украины

Чечельник
Чечельник (в 1795-1812 гг. Ольгополь), посёлок, район­ный центр Винницкой обла­сти, до 1923 г. — местечко Ольгопольского уезда Подольской губер­нии.

Известно, что уже летом 1648 г. мещане и крестьяне этих мест под­держали восставших казаков, а та­тары, возвращаясь после битвы под Зборовым в 1649 г., прошли через Чечельник и, разорив его, увели в плен зажиточных жителей. В хро­нике хмельнитчины «Тит Гаявен» («Непролазная грязь») её автор р. Шмуель-Файвиш сын р. Натана Файтеля из Вены в перечне уни­чтоженных еврейских общин под именем Чельник упоминает, по-видимому, Чечельник.

Военные действия, разбой гайда­маков в конце 1760-х гг., а также эпидемия чумы, прокатившаяся по Подолии и Брацлавщине в 1770- 1771 гг., заметно ухудшили благо­состояние их городов. Сопостав­ление результатов переписей 1765 и 1776 гг. демонстрирует резкое со­кращение численности еврейской общины Чечельника. Так, по пере­писи 1765 г. в Чечельнике было 545 евреев: 485 из них проживало в 96 домах самого Чечельника и ещё 60 — в 11 домах Нового горо­да (в последующих переписях он не упоминается, вероятно, потому, что слился с самим Чечельником). Перепись же 1776 г. обнаружила всего лишь 183 еврея в 53 домах и «халупах». Даже если допустить, что при переписи 1776 г. евреям удалось утаить некоторую часть членов своей общины, различие в цифрах столь значительно, что мо­жет быть истолковано как свиде­тельство тяжелых невзгод, пере­житых общиной между серединой 1760-х и серединой 1770-х гг. К началу 1780-х гг. численность ев­рейского населения Чечельника восстановилась.

Развитию Чечельника способство­вало и то обстоятельство, что уже в первой половине XIX в. он стал значительным хасидским центром, притягивавшим к себе многих ев­реев края.

В 1871 г. в Чечельнике было 4090 жителей, приписанных к торговому сословию, и 2053 – к сельскому местечке было зарегистрировано 515 домов. В 1889 г. в самом мес­течке (без предместий) насчитыва­лось 2400 жителей, из них евреи составляли 93%, всего (вместе с предместьями) — 5526 человек.

На рубеже веков община распола­гала пятью молитвенными здания­ми. Это были по большей части си­нагоги или клойзы, принадлежав­шие различным объединениям, в которые входили наиболее зажи­точные жители, или хасиды, при­верженные тому или иному ребе, или ремесленники той или иной специальности; каждое из них име­ло своё «духовное правление» .

В начале века Чечельник, где в 1910 г. числилось более десяти ты­сяч жителей, был самым крупным местечком Ольгопольского уезда, уступая по населённости только уездному городу (более одиннадцати тысяч жителеи) было населено почти исключи­тельно евреями.

15 мая 1919 г. в Чечельник вошла одна из крестьянских банд, банди­ты собрали всех евреев на площа­ди. Кто-то пустил провокационный слух, что якобы в ближайшем мес­течке Ободовка евреи напали на украинцев, и чтобы этого не про­изошло в Чечельнике, надо немед­ленно расправиться с местными евреями. Но среди чечельницких крестьян нашлись разумные люди, поддержавшие предложение их то­варища Ивана Сотовского узнать сперва, что же на самом деле про­изошло в Ободовке. Когда выясни­лось, что там в результате погрома убито несколько сотен евреев, кре­стьяне решили не проливать кровь в своём местечке. Бандитами же при грабеже еврейских домов бы­ло убито 17 человек.

В Чечельнике был создан еврей­ский поселковый совет под пред­седательством Якова Шлойна (в период фашистской оккупации он руководил подпольем Бершадского гетто и был расстрелян всего за 5 дней до освобождения в марте 1944 г.; группа Шлойна входила в партизанский отряд Якова Талиса).

В 1939 г. здесь проживало 1327 евреев (66% населения ).

До оккупации Чечельника из него успели эвакуироваться несколько десятков еврейских семей, многие мужчины были призваны в армию.

В один из августовских дней 1941 г. нацисты согнали евреев на цент­ральную площадь, установили пе­ред толпой пулемёты, потребовали выдачи большевиков и, готовя растрел, заставили нескольких чело­век копать яму. Неожиданный при­езд немецкого офицера прервал подготовку к акции уничтожения. Своё чудесное спасение евреи связывали с личностью действовав­шего в этих местах легендарного партизана Калашникова, якобы по­явившегося вдруг переодетым в не­мецкую форму. Это был, пожалуй, последний герой местечкового фольклора, порождённый страхом и надеждой евреев Транснистрии. По другой версии, в местечко сво­евременно прибыл кто-то из представителей румынского оккупаци­онного начальства.

До осени 1941 г., пока не было создано оккупационное управле­ние, в местечке происходили гра­бежи магазинов, насилия и изде­вательства над евреями нередко заканчивались убийством. В одном из погромов участвовали и празднично одетые крестьянки. Многие еврейские семьи попытались эва­куироваться, однако было уже по­здно, и большинство беженцев вер­нулись обратно.

Гетто было организовано в ев­рейских кварталах на территории современных улиц Калинина, Ле­нина и К. Маркса. В нём размес­тилось около 1000 евреев Чечель­ника, а также евреи из Кодымы и Песчанки, спасшиеся от расстрелов и депортации в лагерь уничтоже­ния, находившийся в селе Доманев ка (ныне Николаевская область). Всем евреям было предписано но­сить на одежде жёлтую шестико­нечную звезду .

Осенью 1941 г. в Чечельник при­было более тысячи евреев, депор­тированных из Бессарабии и Бу­ковины. У некоторых из них были с собой драгоценности и золото, и взятки, даваемые из этих средств представителям румынской администрации, нередко спасали всех обитателей гетто.

В январе 1943 г. в Чечельник стала регулярно поступать матери­альная помощь из Бухареста, была открыта столовая для детей и нуж­дающихся. Тем не менее в пере­населённом гетто свирепствовали голод, тиф и другие инфекционные заболевания, из-за чего скончалось около половины депортированных. Служащие украинской полиции и случайно попадавшие в местечко солдаты немецкой армии не упус­кали возможности поиздеваться над евреями.

В начале 1942 г. в лесу у села Куренёвка Чечельницкого района, в деревянном здании бывшего ста­рообрядческого монастыря были заживо сожжены несколько сотен евреев из Бессарабии и Буковины (каменные руины монастырской церкви разобрали после войны).

В колхозных конюшнях села Жабокричка (Каташинский сельсовет Че­чельницкого района) были разме­щены сотни румынских евреев, многие из них погибли уже зимой 1941/42 гг. Оба этих места не отме­чены памятными знаками. Евреи Чечельника знали об акциях унич­тожения в окрестных сёлах и мес­течках, и все эти годы они жили в страхе перед расправой.

Многие евреи Чечельника сотрудничали с пар­тизанами, в гетто действовало пар­тизанское «еврейское звено».

Большинство чечельницких ев­реев пережили оккупацию, и ев­рейская община в Чечельнике со­хранилась. Все годы оккупации в гетто оставался и хасидский цаддик — «чечельнике ребе».

После войны в общине Чечельни­ка был свой раввин, традиционная общинная жизнь сохранялась в той или иной мере до конца 1970-х гг.
Сейчас евреев в Чечельнике нет



В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"

Чечельник, 2012 г.

Украина
Винницкая область

1 2


1200 x 800
Старинное еврейское кладбище


1200 x 800
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


1200 x 800
Чечельник был крупным центром хасидизма, в 1826 году сюда переезжает со своим двором рабби Моше Цви Гитерман из Саврани - один из величайших хасидских лидеров, ученик р. Леви Ицхака из Бердичева


1200 x 800
Рядом похоронены потомки р. Моше Цви, продолжавшие его дело в местечке вплоть до 1951 г., когда не стало последнего чечельницкого раввина, р. Боруха


1200 x 800
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


800 x 1200
Чечельник


1200 x 800
Чечельник


1200 x 800
Еврейское прошлое местечка нашло отражение в местных топонимах


1200 x 800
Автовокзал


1200 x 800
Большая синагога, 18 в.


1200 x 800
Большая синагога


1200 x 800
Большая синагога


1200 x 800
Еврейская улица


1 2