Еврейские местечки Украины

Шаргород
Шаргород (старинное на­звание Шарый Городок, пол. Шарогруд, встречаются названия Шарыгруд или Шарогрудка, а также Шайгород, евр. Шаригрод)- город, районный центр Винницкой области, до 1923 года — местечко Могилёвского уезда По­дольской губернии.

Заботясь об укреплении обороны юго-восточных окраин Речи Посполитой, король Стефан Баторий пожаловал в 1579 г. Яну Замойскому, канцлеру и верховному гетма­ну коронному, безлюдную пустошь у границы Подольского воеводст­ва с Брацлавским, между речками Мурашкой и Колбасной. По замыслу короля, здесь следовало возве­сти укреплённый замок, который смог бы обеспечить зашиту края, обезлюдневшего вследствие непре­станных набегов татарских орд.

В систему оборонительных со­оружений города входило здание синагоги крепостного типа. Князья Замойские, имея опыт деловых контактов с евреями, ста­рались, видимо, поддержать разви­тие шаргородской общины: едва ли без их помощи евреи могли возвести столь значитель­ных размеров ка­менное соору­жение уже в 1589 г.,то на юго-восточной окраине недалеко от места впадения Колбасной в Мурашку.

Во время нападения казаков в 1595 г. вся община могла укрыться за двухметровой толщей стен сво­ей синагоги.

В 1640-х годах еврейская общи­на Шаргорода стала одной из са­мых крупных в Подолии: одни ав­торы упоминают тысячу еврейских домов, другие – триста . Евреи жили компактно на территории Старого города.

В мартирологе уничтоженных в годы хмельнитчины еврейских об­щин «Тит Гаявен» («Непролазная грязь») вот что рассказывается о шаргородской резне: «И было там около трёхсот богатых домохозяев, с утра до вечера усердно изучав­ших Тору, и были убиты все.»
Вероятно, некоторой части еврея Шаргорода всё же удалось спастись

Между 1672 и 1699 гг. Шаргородская волость вместе со всем По­дольским воеводством принадле­жала Османской империи. Занятый турками в 1674 г. Шаргород был назван ими Малым Стамбулом — «Кучук Стамбул». Вероятно, в то же время и евреи стали называть местечко Истамбул Зута — «Ма­лый Стамбул».

Турки заботились о восста­новлении городских построек и крепостных сооружений, о заселе­нии города и восстановлении го­родского хозяйства. Одно из самых красивых его сооружений — сина­гогу — они заняли под мечеть. Известно, что турецкие власти, традиционно терпимые к евреям, предпочитали их полякам и укра­инцам в качестве городского насе­ления, особенно ввиду продолжав­шихся в течение 1670-х гг. попыток завоевания города то польскими, то казацкими войсками. Но мы не располагаем сведениями о прожи­вании евреев в Шаргороде в пери­од турецкого управления.
В 1699 г. османы, по условиям Карловицкого договора вынужденные покинуть Подолию, оставили и Шаргород.

Шаргородская община сформи­ровалась заново в первые деся­тилетия XVIII в.
Известно, что в 1710 г. в Шаргороде уже существовала община, содержавшая своего раввина. В начале XVIII в. евреи, составлявшие, по-видимому, большинство населения, заняли и ведущие позиции в хозяйственной жизни возрождающегося города.

В 1734 г. Шаргород пострадал от погрома, который устроила одна из гайдамацких банд, участвовавших в антипольском выступлении казаков под началом шаргородского сотника Верлана.

Перепись 1765 г., в проведении которой участвовал раввин р. Новах Михалович, зарегистрировала 2219 евреев, приписанных к шаргородской общине — в то время это была самая крупная еврейская община Подолии .
С конца 1730-х гг. евреи Шаргоро­да оказались в сфере непосредст­венного влияния основателя хасид­ского движения р. Исраэля Баал Шем Това (Бешта), неоднократно приезжавшего сюда с проповедями.
После разделов Польши при об­разовании Подольской губернии Шаргород вошел в её Ямпольский уезд (с 1848 г. — в Могилёвский). Согласно описанию землемера, сде­ланному в 1799 г., в Шаргороде на­считывалось уже 283 еврейских дома, а также в торговых рядах «лавок каменных 36, малых 38.

В 1884 г. купец Б. Сорокер пост­роил каменное двухэтажное здание, верхний этаж которого был пред­назначен для бейт-мидраша, а ниж­ний для талмуд-торы.

В начале 1890-х гг. в Шаргороде открылось частное еврейское училище для мальчиков, где преподавали ев­рейскую и русскую грамоту, еврей­скую историю, Закон Божий, Библию и общие предметы.
В 1880—1890-х гг. общественная активность шаргородских евреев, которых в это время насчитыва­лось около четырёх тысяч

В годы, предшествовавшие Пер­вой мировой войне, с общим ожив­лением экономики улучшилось и положение шаргородской еврейс­кой общины, насчитывавшей уже около 5 000 человек. Евреи дер­жали практически все торговые заведения Шаргорода, им принадлежали четыре аптечных и шесть лесных складов, склад сельскохозяйственных ма­шин и орудий, четыре гостиницы, мёдоваренный завод, мельница в Слободе Шаргородс­кой и типо­графия.

В годы Гражданской войны Шаргород пережил все невзгоды, вы­павшие на долю большинства ев­рейских местечек Подолии. Летом 1919 г. воинские части Директо­рии устроили здесь погром. Со­гласно донесению начальника отде­ла национальных автономий Ук­раинской Народной Республики Е. Бограда от 3 сентября 1919 г. во время погрома в Шаргороде было убито около ста евреев, а многие из спасшихся бегством умерли от го­лода, спрятавшись за холмами, ок­ружавшими местечко.

Весной 1920 г. в местечке ус­тановилась советская власть. В 1923 г., когда Шаргород стал рай­онным центром, в нём проживало всего 2 450 человек (из них 1918 евреев). В 1925 г. здесь был со­здан еврейский местечковый совет делопроизводство которого велось на идише, были организованы различные артели кустарей.
С середины 1920-х гг. вплоть до начала фашистской оккупации в Шаргороде работал еврейский колхоз «Красный пахарь».

В 1930-х гг. власти закрыли од­ну за другой все шаргородские си­нагоги, миньян стал соби­раться в частном доме.
Перед войной здесь проживало в 1939 г. 1664 евреев (74% населения).

Оккупация Шаргорода продолжа­лась с 22 июля 1941 г. по 20 марта 1944 г.

Ко времени оккупации в Шар­городе оставалось большая часть еврейского населения. Лишь муж­чины призывного возраста ушли на фронт, да отдельные семьи ус­пели эвакуироваться. В общей сло­жности в оккупированном Шарго­роде оказалось около 1800 евреев. После того как через город про­шли немецкие, венгерские и италь­янские воинские части, здесь ус­тановился оккупационный режим румынской администрации: Шаргород оказался на территории Транснистрии.

Евреи, собранные в неогорожен­ном гетто на улицах Ленина и Маркса, были обязаны носить жёл­тую нашивку на одежде и пометить свои дома металлическими щита­ми с изображением шестиконечной звезды. Для проживания евреям было отведено 337 частных домов, в которых имелось, по официаль­ным данным, 842 комнаты. В тече­ние осени сюда были депортировны и размещены в частных домах и нескольких общественных зданиях ещё около 700 евреев из Бес­сарабии и несколько тысяч – из Румынии. Статистическое обследо­вание, которое евреи провели в Шаргороде в декабре 1941 г., выя­вило около 7000 человек, проживавших в гетто.

Был создан совет объединённой еврейской общины, который воз­главил Меир Тейч, бывший пред­седатель общины Сучавы; шаргородцев в совете представлял поль­зовавшийся всеобщим уважением бухгалтер Соломон Шмулевич. Со­вет общины смог оказать помощь и защиту узникам гетто: еврейские активисты из Румынии умели до­говариваться с румынской оккупационной администрацией, нередко прибегая к взяткам (румынские евреи, депортированные в основном из Сучавы, привезли с собой день­ги и вещи). Общинный совет спас многих узников от принудитель­ных работ и депортации в лагеря, он заранее сообщал о возможных облавах, с тем чтобы евреи успева­ли укрыться в шаргородских ката­комбах.

Шаргородское гетто, третье по численности (после Могилёва-Подольского и Бершади) на тер­ритории Транснистрии, было из­вестно как самое организованное и надёжное. Многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из зоны немецкой оккупации, нашли здесь убежище.
Совет общины (состоявший из 25 человек) уже осенью 1941 г. про­вёл самые необходимые меропри­ятия: открыл пекарню, продавав­шую хлеб по низкой цене, столовую, где кормили супом бедных, и про­дуктовый магазин. Была организо­вана еврейская милиция, в которую вошли 15 лучших молодых сионистов из румынских евреев во гла­ве с офицером, юристом по образованию, и двое местных евреев.

Крайне высокая плотность насе­ления, недостаток еды, мыла, чистой воды (в местечке было всего че­тыре колодца, из которых каждый черпал воду своей посудой), дров, а также жесточайшие морозы зимы 1941/42 годов стали причиной эпиде­мии тифа. Из 27 врачей, бывших в гетто, 23 заболели тифом; 12 из них скончались. Совет общины прила­гал все усилия, чтобы противостоять эпидемии: в гетто была открыта аптека, больница, действовала го­родская санитарно-эпидемиоло­гическая станция, было налажено производство мыла, очищены ко­лодцы, отремонтированы электро­станция и баня. К апрелю 1942 г. эпидемия тифа угасла.
В течение 1942 — 1944 гг. евреев шаргородского гетто использовали как рабочую силу на строительстве дорог Мурафа —Ярошенка и Сосновка — Жмеринка. Совет общины пытался оказать всевозможную по­мощь тем, кого отправляли на при­нудительные работы, обеспечивая их транспортом и жильём. Среди других функций общинного совета были обеспечение безопасности в городе, контакты с румынским ок­купационным управлением, как ме­стным, так и центральным, поддер­жание связи с Комитетом помощи в Бухаресте, с партизанами, ведение разведки. В гетто действовал свои суд, общинная казна, система распределения продуктов и товаров первой необходимости.

Среди советских воинских час­тей, освобождавших Шаргород 20 марта 1944 г., было подразделение под командованием полковника Штерна и партизанский отряд Шустера.

Шаргородская еврейская община пережила оккупацию, после войны здесь оставалось более тысячи ев­реев.

В 1987 г. в Шаргороде произо­шла вспышка антисемитизма. Пово­дом к тому послужило массовое от­равление жителей города тортами местного производства (в резуль­тате отравления умер годовалый ребёнок). Руководитель предприятия общепита и его технолог были евреи (их обоих отдали под суд), и в Шаргороде усиленно стал рас­пространяться слух о том, что ев­реи хотели отравить украинцев. В самом городе и окрестных сёлах нарастали погромные настроения, которые удалось преодолеть не без некоторых усилий. Вскоре выясни­лось, что поступившие в общепит для изготовления тортов яйца были заражены сальмонеллезом.

Уникальная оборонная синагога 16в., использовавшаяся в советское время как склад, на сегодня (2012) возвращена немногочисленной еврейской общине.

В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"

Шаргород, 2008 г., 2012 г.

Украина
Винницкая область

1 2 3 4 5 6


1200 x 800
Дом, когда-то выходивший прямо на центральную площадь


1200 x 800
Бывший заезд


1200 x 800
Перестроенное здание городской ратуши


1200 x 800
Прикольный памятник - фигура, накрытая покрывалом. Это чтобы никого не обидеть - коммунисты, допустим, считают , что это памятник Ленину, националисты - Бандере, а тибетские монахи (если вдруг здесь появятся) уверены, что под покрывалом - Будда...


932 x 600
Стена ратуши с пристроенными к ней лавками. Фото 1930-х гг.


922 x 600
К дому пристроена веранда с разборной крышей - в ней устраивали сукку. Фото 1930-х гг.


786 x 600
Дом с маленькой лавкой. Фото 1970-х гг.


1017 x 600
Два заезда на центральной улице. Фото 1930-х гг.


1200 x 900
Указатель на въезде еще пару лет назад был на 3-х (!) языках: украинский, идиш и польский


450 x 600
Почему-то польская табличка пропала


1200 x 800
Но на ритуальных услугах все три на месте


1059 x 800
Шаргород на польской открытке


1200 x 800
Оборонная синагога, возведена в псевдомавританском стиле в 1589 г.


1200 x 900
Оборонная синагога, возведена в псевдомавританском стиле в 1589 г.


1200 x 900
Оборонная синагога, возведена в псевдомавританском стиле в 1589 г.


2555 x 1513
Синагога. Гравюра 1872 г.


1200 x 800
Улица Шаргорода


2496 x 1330
Шаргород. Гравюра 19 в.


1 2 3 4 5 6